Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Активные медитации как альтернативный взгляд на проблему психологического здоровья личности

Оригинал взят у kamal37 в Активные медитации как альтернативный взгляд на проблему психологического здоровья личности
Психология сегодня: материалы 14-й Всероссийской научно-
практической конференции студентов и аспирантов, Екатеринбург, 26
апреля 2012 г.
/ науч. ред. А.М. Павлова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-
пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. 232 с.

Научный редактор: канд. психол. наук, доц. А.М. Павлова

Редакционная коллегия: кандидат психологических наук, доцент
М.В. Кормильцева; кандидат педагогических наук, доцент Е.Г. Лопес;
кандидат психологических наук, доцент О.В. Мухлынина.

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор кафедры ак-
меологии и психологии управления Э.Э. Сыманюк (ГОУ ВПО «Ураль-
ский государственный педагогический университет»); кандидат психо-
логических наук, доцент Т.Б. Сергеева (Российский государственный
профессионально-педагогический университет
).

Сединкина М.В. Активные медитации как альтернативный взгляд на
проблему психологического здоровья личности
(стр. 101).

Во второй половине ХХ века, в эпоху научно-технического прогресса, приобрела особую актуальность проблема психотерапевтической самопомощи при неотреагированных переживаниях. Это обусловлено тем, что в условиях повышенных нагрузок на нервную систему, постоянных стрессов люди вынуждены подавлять выражение эмоций, как негативных, так и позитивных, сдерживать себя, они испытывают дефицит времени для общения, «излияния души», и зачастую выполняют работу с малыми физическими нагрузками (гиподинамия). Все это в целом приводит к ухудшению деятельности центральной нервной системы. [5]

Другой из причин дисгармонии человеческой психики и многих психических заболеваний является обусловленность поведения человека, его зависимость от множества механических привычек, различного рода предпочтений, стереотипов и штампов поведения, навязанных воспитанием, религиями, общественной моралью, государственными законами, профессиональными обязанностями и пр. И как результат обусловленности - постоянное, большей частью подсознательное трение между реализуемым поведением и подавляемыми импульсами. [16]

Согласно современным взглядам, неотреагированные переживания играют важную роль в генезе психологических расстройств личности, неврозов, психических расстройств и психосоматических заболеваний [5]. По мнению Райха, хроническое мышечное напряжение, служащее защитой от неприятных переживаний, блокирует свободное протекание так называемой «оргонной энергии» по телу (кольца мышечной брони формируются перпендикулярно потокам энергии в теле), что соответствует тем или иным невротическим изменениям личности. Согласно теории «мышечного панциря» броня условно делится на семь сегментов, которые расположены соответственно в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. «Каждый сегмент может сдерживать или подавлять определенные чувства или действия. Например, в области глаз: страх, гнев, слезы. Расслабление мышечной брони возвращает человека к его первичной природе». [9, с. 94]

Снизить характерный для современного человека невротизм и освободить заблокированную психическую энергию позволяют методы очищения подсознания (катарсические), которые занимают важное место в современных системах таких как, терапия криком, ребефинг, холотропное дыхание и пр.[18]

Наиболее полный набор методов, основанных на непосредственном отреагировании тревожащих чувств и эмоций, предложил Бхагван Шри Раджниш (Ошо) (1931 – 1990) [18] – индийский мистик, профессор философии, один из ярких представителей пост-традиционной культуры [21]. Его глубокое знание западной науки и восточной философии, ясность мысли и глубина доказательств позволили его слушателям перешагнуть вековую пропасть между Востоком и Западом. Разнообразие техник Ошо позволяло подобрать каждому человеку именно ту, которая необходима для освобождения его от конкретного типа нереализованных эмоций. Свои методы он назвал «активными (динамическими) медитациями». [18]

Сегодня медитация является одним из малоизученных, но в то же время эффективных методов психологического самовоздействия человека на свой внутренний мир с целью самовоспитания чувств, воли и мышления, выработки самозащитных поведенческих реакций и новых гибких стереотипов адаптивного поведения. Сформировавшись как духовно-религиозная практика самосовершенствования личности в рамках восточной культуры, медитация ныне стала предметом пристального внимания западных ученых в Германии, Англии, Италии, США (F. Gotvald, V. Gotvald, 1991; R. Montgomery, 1993; R. Rotx, 1994; A. Ajsen, 1994, и др.).

В переводе с латыни «meditatio» означает глубокое размышление, обдумывание, мысленное созерцание, концентрация. [4] Однако, санскритский термин, обозначающий состояние медитации, - «дхьяна» – хоть и не имеет дословного перевода и аналога в европейской речи, но, все же, предполагает несколько иной смысл. Концентрация, размышление, обдумывание подразумевают фокусирование внимания и сосредоточение его на предмете. В этом состоянии ум заостряется и способен проникать в самые глубины, в самую суть вещей. Так мы познаем строение или суть интересующего нас предмета или явления. Дхьяна же означает скорее состояние противоположное концентрации. Во время медитации ум рассредоточивается, раскидывается вширь, а мысли либо отсутствуют вовсе, либо блуждают с предмета на предмет, ни на чем конкретно не останавливаясь. По мнению некоторых авторов, это состояние глубокого внутреннего созерцания, когда в уме сохраняется некоторая функция внимания, но он остается невозмущенным. В этом состоянии мы способны объять множество вещей одновременно и увидеть внутреннюю связь между ними, порядок их взаимодействия. [17]

Налимов В.В. [12], знаменитый советский и российский ученый (1910-1997) подразумевает под медитацией освобождение сознания от семантической скованности и непосредственно связывает ее с термином «трансценденция». Под этим термином он понимает путь преображения личности — выход за пределы ее жесткой смысловой капсулизации. Это путь поиска утраченной связи личностного начала с окружающей нас природой и вселенским началом. Это и есть путь терапии — лечение человека, подавленного непреодолимой броней его капсулы. Это путь преодоления перенапряженности в самой культуре — ее погруженности в парадигматическую капсулу, неспособную объединить под своим семантическим зонтом все многообразие жестко капсулизированных личностей. И если медитация на низших своих стадиях раскрывает воображение, раскрепощает внутренний опыт, то на более высоких стадиях возникает ощущение безмолвия, безбрежности, Великого Молчания, на высшей стадии достигается выход из всех конфликтов и всякого страдания. Это полное освобождение от смыслов. Возвращение их в исходное — нераспакованное состояние. Это действительно высшая форма интеграции с вселенским началом — интеграция без каких-либо предпочтений. Здесь глубоко понимание того, что всякая система предпочтений преходяща, конфликтна, иллюзорна. [12]

На сегодняшний день среди клинически подтвержденных и имеющих значение для темы нашей статьи эффектов медитации выделяют:

- усиление альфа- и тетта-волн мозга, что приносит чувство умиротворения, лучшую академическую успеваемость, повышенную производительность на рабочем месте, ощущение благополучия, снижение тревожности, улучшение сна, улучшение иммунной функции; рост упорядоченности работы мозга;

- уменьшение содержания молочной (a-оксипропионовой) кислоты в крови – профилактика усугубления стресса и апоптоза, замедление процессов старения;

- выделение гормона эндорфина гипофизом, благодаря чему включается так называемый «центр удовольствия»;

- расслабление мышц под воздействием гормона эндорфина, физиологические показатели глубокого отдыха;

- улучшение восприятия, памяти, рост широты мышления, рост творческих способностей; рост самореализации, самосознания;

- деавтоматизация сознания - лишенное времени развертывание восприятия без понятийных категорий и наличие сознания в данный момент, полное «присутствие в настоящем»;

- функциональная актуализация психосоматики, самопроизвольная саморегуляция биологической системы. [2, 4, 7, 10, 12, 13, 14, 15, 19, 20, 22]

Медитация занимала ключевое место в учении Ошо, однако, подходы к ней резко отличались от традиционных в силу того, что медитационные методы, разработанные на Востоке, по мнению Ошо, не были рассчитаны на современного западного человека с его напряженным ритмом жизни, бесчисленными потоками информации, стрессами и т. д.[16]

Вследствие того, что люди живут сегодня хронически подавленной «мозговой» жизнью, Ошо делал особое ударение на тотальные, динамические методы медитации, включающие целостное телесно-умственное единство. Они направлены на разрушение социальных и психологических условностей, на освобождение бесчисленных эмоций и импульсов благодаря энергичным методам катарсиса: так, чтобы человек мог пережить и молчание, и медитативное состояние [6, с. 130]. Ошо считал, что «если начинать с какой-нибудь подавляющей медитации (например, просто с сидения), тем самым все это вновь будет подавляться и не будет возможности ему высвободиться». Именно поэтому, считал Ошо, «самым первым должно быть очищение — катарсис». [16]

В своих методах Ошо применил холистический подход, соединив мудрость традиций Востока (буддизма, суфизма, даосизма, йоги и т.д.) и открытия современной психологии и психотерапии (идеи Райха, Юнга, Фрейда и др.).

Как правило, медитации Ошо состоят из двух частей: активной – возбуждающей, провоцирующей, нередко произвольно увеличивающей фактор стресса, с максимальным задействованием физического тела, чтобы потом расслабиться и с легкостью перейти в пассивную часть, завершающую – собственно медитацию. В свою очередь активная часть нередко состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих друг друга. Все активные медитации Ошо выполняются под специально разработанную музыку, также состоящую из нескольких частей, сменяющих друг друга и знаменующих начало-окончание той или иной стадии.

Медитации Ошо глубоко научны и психосоматерапевтичны. В основу наиболее популярных разработанных техник и терапевтических групп Ошо легли танце-двигательная терапия и эмоционально-разрядочные приемы аутопсихотерапии (приемы отреагирования эмоционально-стрессовых переживаний невербальным путем), которые используются для снятия избыточной эмоциональной напряженности путем отреагирования психотравмирующих переживаний, достижения аффективной разрядки [5].

Рассмотрим эти приемы более детально с указанием техник Ошо, в которых они были использованы.

^ Приемы отреагирования эмоционально-стрессовых переживаний невербальным путем применяются для эмоциональной разгрузки «несловесным путем» - достигается отреагирование психотравмирующих переживаний в результате больших физических нагрузок, смеха или плача.

^ Прием эмоциональной разрядки, основанный «на погашении гнева, озлобленности путем интенсивных мышечных усилий» (в Динамической медитации Ошо, Мандала-медитации и др.). Механизм его целебного воздействия, по мнению известного физиолога Г.И. Косицкого, связан с тем, что большие физические нагрузки изменяют направленность «гормона тревоги (адреналина)» - от сердечно-сосудистой системы и психоэмоциональной сферы к мышечному аппарату, являются как бы отдушиной для выхода накопившихся отрицательных эмоций, образно говоря, трансформируют гнев и злобу в мышечную энергию.

^ Эмоционально-разрядочный прием, основанный на «смехотерапевтическом эффекте» (в смехомедитации Ошо, медитации «Мини-мистическая Роза»).

Актуальность проблемы исследования механизмов целебного воздействия смеха и способов его стимуляции обусловило рождение специальной отрасли науки - гелотологии (от греч. “гелос” - смех). [5]

Первыми исследователями в области гелотологии в середине 60-х годов прошлого века были американцы Ли Берк и Уильям Фрай. Одним из результатов их исследований было доказательство того, что между определяемой мозгом эмоцией радости и гримасой, под названием «улыбка», существует не только прямая, но и обратная связь: если человек искусственно заставил себя поднять уголки губ – в мозгу активизируется участок, отвечающий за положительные эмоции.

Несколько позже, в 70-е годы прошлого века американский журналист Норманн Казинс, страдавший неизлечимой болезнью соединительной ткани (коллагеноз), вылечил себя с помощью непрерывного многодневного комедийного марафона. Позже он основал кафедру изучения целительных свойств смеха. Этот случай вошел в историю психологии под названием «Человек, рассмешивший смерть». [20, c. 10-12]

Сегодня старая истина – «Смех - лучшее лекарство» - подтверждена исследованиями многих ученых. Убедительно доказано, что под влиянием смеха происходят выраженные положительные изменения в деятельности организма - повышаются антистрессовые резервы, укрепляется иммунная система (увеличивается выработка эндорфина – «гормона счастья», серотонина – «гормона радости, естественного антидепрессанта», повышается количество Т-лимфоцитов, уменьшается продукция гормона кортизола, отрицательно влияющего на стрессоустойчивость), улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы и аппарата дыхания, улучшается кровоснабжение мозга и деятельность желудочно-кишечного тракта, мобилизуется экскреторная функция организма, что препятствует накоплению токсинов и шлаков. Смех способствует мышечной релаксации, освобождая от блокировок, мышечных зажимов (т.к. при смехе задействовано все тело, включены в работу до 80 групп мышц), а подавленные негативные эмоции, спрессованные в напряженных мышцах, получают разрядку. [5; 20, с. 20]

Сегодня смех применяется в практике физической реабилитации, психиатрической, психотерапевтической практике, практике психологического консультирования с целью лечения и профилактики возникновения широкого круга (психо)соматических и пограничных психических расстройств [20, с. 6].

^ Прием эмоциональной разрядки, основанный на «катартическом эффекте плача» (в Динамической медитации Ошо, «Мини-мистической Розе» и др.). Этот прием применяется при горе, глубокой скорби, стрессо-эмоциональных переживаниях, обусловленных обидой, оскорблениями, плач является одним из наиболее эффективных приемов эмоционального отреагирования.

Антистрессовое значение плача определяет не только эмоциональная разрядка. Исследования американского биохимика Уильяма Фрея показали, что в отличие от «рефлекторных слез», возникаемых при чистке лука, кашле и других внешних раздражителей, «эмоциональные слезы» содержат стрессообусловленные вещества. [5]

Танцевально-двигательная терапия (в медитациях Натарадж, Киртан, Динамической, Кундалини и др.). Корни ее восходят к древним цивилизациям. Танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Он обращается всегда к здоровой стороне человеческой природы, которая существует в каждом, даже в больном человеке. Каждый из нас вспоминает о времени, когда тело переживало свои собственные радости. Эта первоначальная радость лежит в танце, в разнообразных его формах. [11, с. 355] Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения. Движение в танце выражает не только эмоции, оно способствует самовыражению, возникновению чувства благополучия. Танцующий человек воодушевляется, он лучше знакомится со своим телом, потому что только то, что знаешь, можно любить. Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Танцевально-двигательная терапия объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, осознанием своих внутренних напряжений и искажений. [17]

К. Юнг считал, что эмоциональные переживания, которые он называл «активным воображением», выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа [3].

Ошо также применял и другие приемы, например, с использованием определенного типа дыхания (эффект гипервентиляции в медитации Гоуришанкар и гиповентиляции легких – в Динамической медитации), но все они служили одной цели – подготовить человека для настоящей медитации.

^ Общий эффект медитаций Ошо основан на «релаксационном ответе», причем расслабление автоматически вызывается не во время, но вследствие предшествующей мышечной деятельности [7]. Оздоравливающее воздействие, прежде всего, происходит в центральной нервной системе, улучшается кровоснабжение нервных центров и периферических нервных образований, снимаются мышечные зажимы – накопители подавленных эмоций. При устранении напряжения происходит высвобождение эмоций, а при реализации эмоций - исчезают зажимы. Снятие напряжений ведет к восстановлению здоровья. [8]

Релаксация, кроме того, будучи компенсационным процессом после утомительной нагрузки, связана с эмоционально окрашенным приятным ощущением умственного «отключения», которое сменяет то психовегетативное состояние, которое имело место до нагрузки [7], что способствует не только повышению адаптации организма на физическом и функциональном уровнях, но и на психологическом уровне. Релаксация в этом контексте служит логическим завершением методик, предложенных Ошо, и является, как правило, заключительной их частью (стадией), создавая условия для непосредственного проживания медитативного состояния сознания, т.к., по мнению самого автора, «настоящая медитация начинается лишь тогда, когда прекращена любая деятельность — деятельность тела и ума». [16]

Следует также отметить, что методики, предложенные Ошо, способствуют развитию чувственного осознавания. Чувственное осознавание (Ш. Селвер, Ч. Брукс, Э. Гиндлер) – это процесс обучения дифференцированному восприятию телесных ощущений, фантазий, эмоций, образов и установлению взаимосвязи между ними [11, с. 384]. Это возвращение в соприкосновение тела и чувств, к способностям, которыми человек располагал, будучи ребенком, но утратил во время формального обучения. Работа чувственного осознания фокусируется на непосредственном восприятии своих ощущений, умении отслеживать взаимосвязь событий, происходящих вовне с ощущениями внутри себя, умении управлять своими ощущениями и отличать собственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов. Простое ощущение может дать удивительно богатый опыт, то переживание, которое мы часто отрезаем, живя «головой». Чтобы этому научиться, необходимо развить чувство внутреннего мира и покоя, способность сохранять осознание, не пытаясь, что-либо изменить. [17]

Пробные экспериментальные научные исследования активных медитаций Ошо показали существенное воздействие медитации на многие клинические и деловые показатели в краткосрочной и долгосрочной перспективе: уменьшилось количество соматических жалоб, случаев агрессивного поведения и депрессий, возросла позитивная самомотивация. В корпоративной среде было отмечено значительное снижение эмоционального истощения, увеличилась устойчивость к перегрузкам, психологическому напряжению, физической нагрузке, а также произошло значительное увеличение рациональных/когнитивных способностей справляться с ситуацией. Некоторые из результатов этих исследований были опубликованы в журнале «Consulting and Clinical Psychology» (2000). [1, 2]

Таким образом, активные медитации выполняют следующие функции:

- восстанавливают возможности организма: гибкость, выносливость, силу; восстанавливает адаптационные способности организма практикующих;

- способствуют расширению психических возможностей и способностей: восприятия, внимания, устойчивости к стрессам, способности к расслаблению и саморегуляции своего психоэмоционального состояния;

- открывают энергетические резервы организма, что, в свою очередь, расширяет внутренний мир человека, его творческий потенциал вызывает к жизни новые ощущения и чувства;

- изменяют мировоззрение – дают возможность осознать свой внутренний мир, в соответствии с универсальными законами увидеть свои цели и задачи, согласно своей высшей потребности самоактуализации, реализовать свои потенциалы в единстве с потребностями окружающей действительности; учат состоянию присутствия «здесь и сейчас» и постоянному самовспоминанию.

Медитации Ошо могут быть применены в качестве самопомощи, а также различной психологической работе — в психиатрических клиниках или амбулаторных учреждениях, частной практике, а также как часть профессиональной подготовки сотрудников в рамках корпораций. Разработанные техники Ошо являются уникальными предписаниями для нужд современного человека. [1, 2]

Источники информации:

1. Avni Vyas, Ph.D. Effects of Seven-Day Osho Dynamic Study: A Pilot Study - First published in 2007 by ATINER / Электронный ресурс / Режим доступа: http://satrakshita.com/Books/psycho-science-dynamic-07.pdf

2. Researches of active meditations / Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.activemeditation.com/Research/Links.html

3. Бебик М. История и основные принципы танце-двигательной терапии Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2557

4. Волков И.П. Медитация как метод спортивной психологии / П.И. Волков // Теория и практика физической культуры. – 1999. - №19. – С. 34-36.

5. Воробейчик Я.Н. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика). - Одесса, 2004 – 360 с.

6. Грицанов А.А. Раджниш Ошо. – Мн.: Книжный Дом, 2011. – С.130.

7. Дитрих Э. Физиологические аспекты йоги. Перев. с нем. Минвалеева Р.С. - Лейпциг: Georg Thime, 1986. / Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.yogalib.ru/ebert-ditrih/1573-ditrih-ebert-fiziologicheskie-aspekti-yogi

8. Карлышев В.М. Интегративно - валеологический подход в оздоровительной физической культуре людей зрелого возраста: учеб. пособие / В.М. Карлышев, В.М. Миронова, В.М. Крылов. – Челябинск: Уральская академия, 2010. – 204 с.

9. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии: учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

10. Любая медитация улучшает мозг / Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.membrana.ru/particle/13777

11. Малкина – Пых И.Г. Телесная терапия: справочник практ. психолога. – М.: Эксмо, 2007. – 752 с.

12. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – М.: «Прометей», 1989.

13. Наука о ТМ / Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.tm.org.ua/ru/research-on-meditation.html

14. Научно доказана польза религиозной медитации / Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.membrana.ru/particle/9376

15. Нейрофизиология тибетских монахов: ученые сумели «увидеть» медитацию / Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.nanonewsnet.ru/news/2011/neirofiziologiya-tibetskikh-monakhov-uchenye-sumeli-uvidet-meditatsiyu

16. Ошо. Медитация – искусство внутреннего экстаза. Беседа 3. Хаотическая медитация / Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.yogalib.ru/osho/1411-osho-meditatsiya-iskusstvo-vnutrennego-ekstasa?start=1

17. Самоделкина Н.Д. Формирование целостного отношения женщин к своему здоровью средствами комплексных оздоровительных технологий: дис. …канд. пед. наук; УралГУФК. – Челябинск, 2009.

18. Сафронов А. Г. Религиозные психопрактики в истории культуры. — X.: ХГАК, 2004. — С. 252-253.

19. Сивер Дэвид. Майнд машины. Открываем заново технологию АВС.
Перевод: Никонов В., Патрушев А. / Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.mindmachine.ru/book/index.htm

20. Скутин А.В. Примерный комплекс гелототерапии/смехотерапии, используемый в реабилитации физической и пограничной психической патологии: учебно-метод. издание. – Челябинск: Уральская академия, 2011. – 64 с.

21. Тимощук А. С. Ведийская культура: сущность и метаморфозы: Моногр. — Владимир.: ВЮИ Минюста России, 2002. — 148 с.

Цыденжапов Е.Ц. Ум исцеляет тело – Материалы I научно-практ. конф. "Медитация под знаком вопроса". – М., 2010. / Электронный ресурс / Режим доступа: http://kamal37.livejournal.com/10540.html

С тех пор, как финикийцы изобрели деньги...



Image

Из интервью свами Сайлендры на непальском телевидении.
Начало дискуссии по-английски здесь


О Раджнишпураме, в частности, Сайлендра рассказывает (начиная со 2-й минуты клипа): ... "вторая конфузия заключалась в том, что они говорили, Раджниш - русский агент, потому что он использовал слово "коммуна" для названия ашрама. Они это ошибочно интерпретировали, как "коммунизм". Это стало проблемой, они стали думать, что он от русских и распространяет индийскую религию здесь (в США), они были очень против, пытались всё разрушить и в один удачный день сделали это". (прим. перевод литературный, лучше сами ту дискуссию послушайте, кто английский знает).



П. С. Забавно. Аргументация госслужащих США четверть века назад сводилась к тому, он, Раджниш, - агент советского коммунизма распространяющий индуизм. Весомый довод, нечего сказать. А что говорят о нас, сегодняшних русскоязычных любителях Ошо практик, госслужащие РФ в лице А. Дворкина и прочих(?!) Мол - неоиндуистская капиталистическая (коммерческая) секта, со всеми отсюда вытекающими... Какая манипуляция обывательскими умами. Хотя у руля "информативности" всё те же, - преемники всё той же школы идеологических масс-медиа. Отдают-ли они сами себе отчёт, в том, что вещают? Делают-ли это вполне сознательно? - Безусловно. Они прекрасно понимают, что и зачем делают. Тогда за что же идёт такая "война"?

На примере: Какой нибудь новопосвящённый организатор, "сам себе будда", приезжает на кемпинг, борясь за идеи Ошо и нагнетая публику. Он медитирует и вообще выполняет указания по "духовной части", но после кемпинга, если вдруг почувствует, что его за труды и жертвы как-то материально обделяют, в буквальном смысле в глотку вцепится. И куда вся многодневная практика только девалась? Он это делает сознательно? - Да, потому что чует, что его куш может обломиться. Обыкновенная драка из-за денег, где работает даже не тонкое эго, а куда более жирный хомяк.

Ну а что же делают дядечки из масс-медиа, вещающие четверть века небылицы про Ошо? - Да то же самое! Они чуют, что если не сыграют свои партии манипуляций, то тоже, возможно, будут обделены зарплатами, как и "сам себе будда". Старший брат внимательно за всем наблюдает. Но надо заметить, что дядечки не в пример умнее и прагматичнее в своих житейско-коммерческих ставках. Стоит-ли их винить в том, что они тоже идейные борцы за дензнаки? Они тоже вполне сознательно вцепятся в глотку через СМИ и прочие доступные средства, - работа-мол такая.

К чему я это пишу? Если думаете, что хочу кого-то, в чём-то обвинить, то нет. Ни сознательные "дядечки", ни "медитаторы" не виноваты - с тех пор, как финикийцы изобрели деньги, аплодисменты стали не самым уместным способом похвалы. Даже не жадность тому виной, а более глубокое, за ней стоящее безликое - прагматический земной ум, борется с Мистикой, или иными словами от русского классика: "здесь дьявол с Богом борется, и поле битвы - сердца людей" (Ф. М. Достоевский).

Дхарма Махант.



Image

Немного о суфиях


Image

Image

Май 1990 года. Возле Баха-ад-Дина Накшбанди
(в переводе означает "Замок познавших Божественную Истину"),
В 12 км от Бухары, в селении Касри Орифон.

Image

Больше 20-и лет назад я побывал в этом, самом значимом для суфизма на территории б. СССР месте (в комплексе Бахауддина под г. Бухарой)... Много позже встречался с суфиями из Бангладеша и Ирана, побывал в Раджастанском г. Аджмере (Ajmer), где жил и похоронен один из самых известных суфийских святых Khwaja Muin-ud-din Chishti, который пришёл туда из Персии в аж 1192 г. и тоже основал известный местный орден.

Однако назвать эту культуру своей, как ни пытался за прошедшие более чем 20 лет знакомства - не могу никак. Суфии и исламские завоевания, - связка исторически неразрывная, одно за другим следует как тень, и без другого не существует. Так же как византийская модель государственности и чиновническая коррупция друг без друга тоже невозможны. Одно неразрывно следует вместе с другим. Для справки: можно быть мистиком, поэтом и философом, но действительными суфиями могут при этом считаться лишь обрезанные мусульмане.

Image

Collapse )

Санньяса в социумах Индии и России

Image

Image

Чем моя жизнь так уж отлична от жизни моих друзей, родившихся и живущих в Индии? Например от Антара Рахи, или Кабира, или многих других, с кем довелось побывать на саньясинских праздниках, воочию хорошо познакомиться? Сидел вот, сравнивал, анализировал - что и как мы делаем, как живём, как поступаем в тех или иных ситуациях, и не нашёл слишком уж больших, каких-то принципиальных различий.

Например мой добрый старый друг Рахи из Сурата (штат Гуджарат), он программист по образованию, санньясин по призванию души. Относится с самому среднему классу людей материального достатка: ни бедный, ни богатый, но живущий не накапливая денег на десятилетия вперёд. Любящий путешествовать, танцевать, знакомиться с новыми людьми - и в этом его основное богатство. Он помогает в организации медитационных кемпингов, сделал когда-то сайт www.oshomanan.com живёт, если можно так сказать, по-максимуму Ошо санньясы, насколько это в его возможностях.

Может это удивит кого, но в Индии Ошо саньясины находятся не в более привелегированном положении, чем в России: ни индуисты, ни мусульмане, ни джайны, ни даже атеисты с политиками-коммунистами за своих их не считают, но напротив, при случае стараются "подставить ножку". Организация Ошо кемпингов в Индии это такая же непростая работа, как и в России. Они находятся в тех же самых условиях общественного непонимания, и всевозможных нападок, за исключением разве того, что Индия это страна, которая может быть всему миру примером действительной демократии.

Как там говорят: "у каждого свой бизнес", поэтому можно организовывать какие угодно духовные встречи, если только они не несут открытой угрозы обществу. Те кто думает не так, как организаторы, особенно придираться при этом не будут - каждый в праве сам выбирать и решать, как ему проводить свободное время, медитировать, молиться, отдыхать и всё прочее. Короче говоря, никто сектантами за это не объявит и травли через СМИ от лица доминирующей в государстве линии духовности, тоже устраивать не станет.

Хотя на домашне-бытовом уровне так же, как и у нас, в большинстве случаев, по поводу мировоззрения Ошо разыгываются настоящие драмы. Непонимания со стороны родственников, родителей, соседей - почти повсеместное явление. Только там это всё имеет по большей части ярко выраженный индуистский колорит. Я встречал индусов, которые выбрасывали свои малы, публично рвали робы, чтобы "обжегшись в учении неправильного мистика Ошо", вернуться в свою истинную религию, в свой ортодоксальный индуизм, потому что так хотели их домашние и общественное окружение. Они возвращались в индуистскую рутину, порой достаточно надолго, потом опять приезжали по-какому-то зову сердца в медитационные Ошо центры. Те же истерики 1:1 в России сейчас происходят на почве православия, не потому что местная религия сама по себе правильнее, а потому что за этим стоит определённая воля социума.

Image

Collapse )

Запредельное


Image

Image

"Для того, чтобы войти в самадхи, продвинуться ещё дальше и остаться в живых, необходимы люди знающие... На стадии медитации проблем не возникает, но момент самадхи требует особой осторожности. В этот момент необходимо защитить ищущего от соскальзывания в область из которой возврата нет. Его необходимо спасти, чтобы он мог принести нам послание из запредельного. И только тот может стать вестником, кто сам прошёл через самадхи, чьему взору открылось запредельное.

Image

Collapse )

Ошо про смерть Джидду Кришнамурти



Image

Image

OSHO on Death of the Great Mystic J. Krishnamurti

Вопрос: Джидду Кришнамурти умер в прошлый понедельник в Ojai, Калифорния. Раньше ты говорил о нём, как о просветлённой сущности. Пожалуйста, не мог бы ты прокомментировать его смерть?

Ошо: Смерть просветлённых, подобно Джидду Кришнамурти не имеет ничего с грустью, это событие празднования с песнями и танцами. Это момент радости. Его смерть - это не смерть. Он знал своё бессмертие. Его смерть – только смерть тела, но Дж. Кришнамурти живёт во вселенском сознании навсегда.

За три дня до того, как Джидду Кришнамурти умер, один мой друг виделся с ним, и он сообщил мне, что слова Кришнамурти сказанные ему были очень странными. Кришнамурти был грустен, он просто сказал одну вещь: "Я упустил свою жизнь. Люди слушали меня, как-будто я просветлённый".

Мистик это революция, он не развлечение. Если вы слушаете его, если вы позволите ему, если вы откроете свои двери ему, то он - чистый огонь. Он сожжёт весь мусор, который есть в вас, всё старое, что есть в вас, и он очистит вас до сияния нового человеческого существа. Это рискованно, позволить огню войти в ваше существо – скорее чем открывать двери, вы постараетесь немедленно закрыть их.

Но развлечение, это другая вещь. Оно не изменит вас. Оно не сделает вас более сознательным; вопреки тому, оно поможет вам оставаться бессознательными в течении двух, или трёх часов, пока вы не сможете забыть все ваши беспокойства, отношения и тревоги – так вы сможете потерять их в развлечении. Вы можете взять на заметку: если человек проходил сквозь века, он создавал большее и большее число развлечений, потому что нуждался быть более и более бессознательным. Он боялся сознательного бытия, потому что сознательность означает прохождение через метаморфозы.

Я был более шокирован этой новостью о смерти, чем самой смертью. Человек, подобный Джидду Кришнамурти умирает и газеты не имеют на своих полосах мест, чтобы посвятить их тому, кто на протяжении девяноста лет помогал человечеству быть более разумным, более зрелым. Никто не работал так упорно и так долго. Только небольшая новостная статья, незаметная… но если политик чихнет то из этого делают заголовки новостей.


Вопрос: Какова Ваша связь с Кришнамурти?

Ошо: Это действительное таинство. Я любил его с тех пор как узнал о нём, а он был очень любящим по отношению ко мне. Но мы никогда не встречались, следовательно наши родственность и связь - это что-то за пределами слов. Мы никогда не видели друг друга, но ещё… может быть мы были две персоны ближайшие друг к другу в целом мире. Мы имели огромную общность, не нуждающуюся в словах, не нуждающуюся в физическом присутствии…

Вы спрашиваете меня о связи с ним. Это была глубочайшая, насколько это возможно связь, которая не нуждается в физических контактах, которая не нуждается в лингвистических связующих. Не только это, однажды я критиковал его, а он критиковал меня и мы радовались критике друг друга, потому что совершенно знали, что именно имелось в виду. Сейчас он мёртв, я буду скучать о нём, потому что не могу больше иметь возможности критиковать его, это не будет правильным. Это было так радостно – критиковать его. Он был одним из самых разумных людей столетия, но он был не понят людьми.

Он умер и, кажется, мир идёт своим путём, даже не обернувшись назад для одного единственного момента, того что один из самых интеллигентных людей больше не здесь. Это будет не трудным – найти остроту и разумность снова в веках. Но люди такие слепые путники, что они очень многого не замечают. В газетных сводках новостей, только в маленьком уголке, который никто не читает сообщение о его смерти. И кажется, что девяностолетний человек, который говорил на протяжении почти семидесяти лет по всему миру, пытаясь помочь людям быть независимыми, пытаясь помочь людям быть свободными, никто из них даже не отплатил ему должным уважением, за то, что он упорно работал в целой истории для человеческой свободы и человеческих добродетелей.

Я не чувствую сожаления по поводу его смерти. Его смерть прекрасна; он достиг всего, что жизнь была в состоянии дать. Но я определённо чувствую сожаление по поводу всего мира. Он упустил величайшую возможность осознанности, высочайший пик, ярчайшую звезду. Он слишком озабочен мелочами.

Я чувствую глубокое родство с Кришнамурти, хотя говорить о связи не совсем правильно, связь возможна только между двумя вещами, которые раздельны, а я чувствую почти единство с ним. Несмотря на всю его критику, несмотря на всю мою критику, которая была всего лишь шуткой со старым человеком, провокацией старика… и он был очень легко поддающимся на провокации…

Учителя Кришнамурти были прекрасны, но слишком серьёзны. И мой опыт, и отношение – что его семьдесят лет мирового учительства прошли впустую, потому что он был серъёзен. Только люди с вытянутыми лицами, несчастные и серьёзные типы личностей собирались вокруг него. Он был собирателем трупов, и чем становился старше, тем эти трупы так же становились старше.

Я знаю людей, которые слушали его почти всю жизнь, они были также стары, как он сам. Они ещё живы. Я знаю одну женщину девяноста пяти лет, и знаю много других людей. Одну вещь я заметил во всех них, она всеобща – все они слишком серьёзны!

Жизнь нуждается в игре, в юморе, в смехе - только в отрицании этой точки зрения на жизнь я абсолютно не согласен с ним, в остальном же, он был гениален. Он проник так глубоко, как это возможно, во все измерения человеческой духовности, но это всё подобно утомительному пути в пустыне. Я хотел бы вас вернуть назад в Эдемский сад, - в невинность, не серьёзность, но играющих подобно маленьким детям. Всё Существование есть игра. Всё Существование полно юмора, вы всего-лишь нуждаетесь быть чувствительными к юмору, и вы будете удивлены… Существование смешное, в танцующем настрое. Вы должны быть в этом же настроении, чтобы действительно понимать его.

Я не сожалею, что Джидду Кришнамурти мёртв, ему нечего было уже больше достигать. Я сожалею о том, что его учение не достигло человеческих сердец, потому что оно было слишком сухим, лищённым сочности, без юмора, без смеха. Но я был удивлён узнать – когда бы он ни говорил, он был против религий, против политиков, против status quo, был против всего прошлого. Ещё никто так не порицал прошлое по одной простой причине – что оно было не эффективным. Не было других причин порицать его.

Кришнамурти потерпел неудачу, потому что он не смог коснуться человеческих сердец. Сердце нуждается в других подходах. В этом я отличался от него всю свою жизнь: пока человеческое сердце в поиске, вы можете повторять подобно попугаю прекрасные слова – но они ничего не значат. Что-бы Кришнамурти ни говорил правдивого, но не мог найти родственного в вашем сердце. Другими словами, я говорю, что Дж. Кришнамурти был великим философом, но он не стал Мастером. Он не смог помочь людям, подготовить их к новой жизни, новым ориентирам.

Но я ещё люблю его, потому что посреди философов он ближайший к мистическому настрою жизни. Он сам избегал мистических путей, обходил их стороной, и это причина его неудачи. Но только он один между современных мыслителей, кто подошёл очень близко, почти к самой границе мистики и остановился здесь. Может быть он испугался, потому что если бы он начал говорить о мистицизме, люди начали впадать в старые упражнения, в отжившие своё традиции, в старые мистические философии. Этот страх предохранил его от входа. Но этот же страх также предохранил и других людей от входа в мистерии жизни…

Я встречал тысячи людей Кришнамурти, потому что кто-бы ни интересовался Кришнамурти, рано или поздно находит свой путь ко мне. Потому что там где Кришнамурти оставит их, я могу взять их руки и вести во внутреннее пространство сияния правды. Вы можете говорить о моей связи с Кришнамурти, что Кришнамурти приготовил почву для меня. Он подготовил людей интеллектуально для меня; сейчас моя работа провести этих людей глубже чем интеллект, в сердце; и глубже сердца – в Существование.

Наша работа одна. Кришнамурти мёртв, но его работа не мертва. Пока я не мёртв, его работа будет продолжаться…

Ошо.

Перевод Дхарма Маханта

Image

Collapse )

FAQ по общению на форуме oshoworld.ru


Image

Image

F.A.Q. Правил по общению на конференциях форума oshoworld.ru

Если Вы зарегистрировались на форуме и получили письмо подтверждающее Вашу активацию, то перед тем, как заниматься здесь писательской деятельностью, пожалуйста ознакомьтесь с нижеследующими пунктами. (Обязательно к прочтению).

Image

Collapse )

О коммерческой рекламе. Частный пример


 Image

Вереск писал(а):
Дхарма Махант
Я заметила, что с форума недавно исчезла реклама на мероприятия каюмовских "Ошо Ветров". Это вроде бы родственный ресурс. Ты не объяснишь в чём тут причина?


Действительно, нужно бы прояснить ситуацию, почему теперь нет и не будет впредь подобной, строго коммерческой рекламы.

Больше трёх лет Sadhya постила на форум объявления о платных занятиях, которые оставались абсолютными лидерами коммерческого постинга раздела: "Семинары, группы, медитационные занятия", при этом она ни разу не пообщалась с людьми здесь присутствовавшими, не оставила ни единого месседжа в темах, где упоминалась работа "центра Ветры", хотя с моей стороны такие просьбы и запросы ей делались за всё это время неоднократно. Я даже не смею говорить о каких-то личных приглашениях для участий на льготных условиях в тех занятиях, (о которых она, около двухсот в общей сложности раз, письменно здесь оповещала), ну хотя-бы для людей, создавших и постоянно работающих для поддержки и развития высокооплачиваемого сайта - oshoworld.ru.

Если кто не в курсе - за работу oshoworld.ru в сети, за тех. поддержку, за рекламу и продвижение, ни Osho International, ни непальские бизнесмены спонсорством и меценатством никогда не были обременены. Вся работа и реклама чьих-то платных кемпингов здесь оплачивается и оплачивалась частным порядком очень небольшого коллектива близких мне людей. Но мы всегда были рады помочь и поддержать саньясинские начинания в России, а также создать на ресурсе такое пространство, которое бы способствовало духовному росту сюда приходящих, поэтому ни о каких отчислениях со стороны рекламодателей, за то, что они снимают в свои карманы финансовые пенки, все эти годы работы проекта, даже и не заикались, ничего ни у кого не просили и не просим теперь.

Давайте вспомним немного, чем же нам от начала создания проекта в действительности помогли "Ошо Ветры"?! Когда только начиналась работа и была необходимость как-то представить этот, мало кому известный клуб общения друзей Ошо, я попытался его проанонсировать на разных родственных ресурсах и форумах. С рекламного коммюнити ru-osho.livejournal.com, модерируемого представителями "Ветров", по не объясняемой причине при этом тут же был забанен, без права постинга туда в дальнейшем каких-либо публикаций.

После этого я даже и не пытался что-либо сказать о Русском Ошо портале на популярном троллинговом букете под названием - http://www.osho.ru/forum/ а развивал, насколько это было возможно, oshoworld.ru, иногда при этом даже отдельно оплачивая помощь блоггеров, постящих здесь интересные публикации, и создающих красивые месседжы. Нам совершенно была не нужна та троллинговая помойка, которая образовалась под руководством секретариата "Ветров" на их частном ресурсе, однако мы его качеством и количеством постинга за несколько лет успешно обогнали. После каких-то технических проколов "Ветры" потеряли всю свою базу данных форума, и прикормленные там тролли, чувствующие себя вольготно с именем Ошо, дружно перекочевали сюда, на родственный ресурс.

Именно тогда в русскоязчном форуме мира Ошо и появились десятки непонятных тем вроде: "Зеркало без папра", или "Я лео который как бы был обижен зеркалом", - разбивавшие тупизной и полнейшей своей нечитабельностью всю работу. Вот это, пожалуй, можно назвать единственным вкладом и помощью, которые нам оказал Каюм с бригадой друзей. Для справки - основная масса этих совершенно нечитабельных страниц флуда похоронены под админским катом, как мусор, где их ни поисковики, ни желающие повторить подобный опыт общений не увидят, и таких месседжей по количественности и по объёму куда больше, чем был весь бывший "форум Ошо Ветров" во времена своего максимального расцвета.

Секретарь "Ветров", Sadhya, перекочевавшая на этот родственный ресурс вслед за своими любимыми троллями, объясняться с администрацией, конечно же, не стала, ведь она пишет исключительно коммерческие тексты, обвиняя других Ошо саньясинов в воровстве и нечестности, если, не дай бог, они что-то из её авторских сочинений используют для собственной работы, и проведении Ошо групп в России. Знающим русский язык, рекомендую повнимательнее вчитаться в её сочинения о "Мистической Розе" и прочих группах. По мне так это кракозябры о медитации с зашкаливающими под потолок идиоматическими оборотами словесности, но о таком достаточно грустно писать, да и неудобно было-бы вмешиваться, и что-либо в таком роде говорить, людям поставившим и организовавшим свой маленький частный бизнес. А надо ли было молчать? Ведь секретарь "коммуны" Садья на своём собственном ресурсе за все эти годы даже не посчитала нужным включить Русский Ошо портал в число друзей и родственных ресурсов своей "коммуны" на специально существующей у них для этого странице - http://www.osho.ru/stati/intervyu/sajty-druzya.html

Чтобы окончательно разрулить ситуацию объясню её на простейшем жизненном примере: Вы идёте, чтобы приобрести интересующие Вас вещи и получить комплекс услуг в какой-нибудь магазин. Видите там полупустые прилавки, но прямо по центру крупными буквами красующееся объявление примерно такого содержания: "В магазине за углом вас ждёт перечень всех не найденных здесь услуг и товаров значительно лучшего качества". Конечно же, Вы пойдете за поиском лучшего в магазин за углом, верно? Но увидев ничуть не лучшее из того, что было - спросите администрацию и продавцов того магазина, о виденной рекламе. А в ответ они разведут руками, что, мол и знать ничего не знали, слыхом не слыхивали о той надписи, а магазин откуда Вы пришли, не значится даже в их родственном реестре! Они лишь пытались вытащить тех у кого есть деньги за покупками к себе. У здравомыслящего рыночника конечно же, при такой постановке не будет и тени сомнения, что администрация магазина, где развешана реклама в коммерческой доле с магазином за углом, ну не лохи же они последние, правда? Но в нашем случае даже и этого нет... очевидно мы - лохи.

Всё вышенаписанное, конечно, не может быть координальной причиной того, чтобы мешать порядочным людям заниматься рекламной коммерческой деятельностью на своё усмотрение и без всяких согласований. Выше приведённая аргументация, это просто мои незначительные рассуждения о рассматриваемой ситуации, по большому счёту, рассуждения ничего cерьёзно не значащие, и лично я вовсе не против такого положения дел, чтобы всё так и дальше продолжалось, чтобы Садия постила здесь свою рекламу, и поступала именно так и впредь, как она уже привыкла поступать, с апелляцией по-русски на толстевший мужской детородный орган литературно уподобляющийся подобному ведению дел в народе.

Поймите, друзья, я совершенно не против такого рода поступков и всех тех высот, которых "Бхавата-Ветры" духовно достигли, много лет занимаясь практиками. Я даже, как всегда, готов закрыть глаза на приходящую к ним потусить публику, без стеснений заявляющую о своей принадлежности к секс-меньшинствам, нетрадидционной ориентации. Бизнес есть бизнес, а учить кого-то: что такое хорошо, и что такое плохо - вовсе не моё дело, однако, мы живём не только в мире своих частных коммуникаций, а ещё и в государстве, в котором (для справки), с ноября месяца 2012 года вступил в силу закон о цензуре в Интернете, и он меня более чем касается, хотя подавляющее большинство юзеров ещё даже и не поняли, о чём здесь разговор, и чем всё это обернётся для рунета, через несколько лет.

Произойдёт примерно следующее: сейчас есть заказ на формирование специальных групп чиновников, которые будут под предлогом поиска экстремистской информации в рунете отслеживать, что и как публикуется на сайтах, в живых журналах, на форумах. Для полноценного запуска, чтобы этот механизм цензуры начал в полную силу работать, потребуются месяцы, не всё так сразу. Очевидно, что весь этот штат нужно будет на что-то и содержать, вы же не думаете, что появится новая благотворительная организация, живущая на средства из госбюджета? Ни-ни. Следовательно, следующий шаг, который в скором времени будет в РФ сделан, это введение налогов на рекламу с администраторов сайтов и различных сетевых журналов, примерно по той же схеме, как уже было осуществлено в США, когда многие блоггеры отказались вообще от какого-либо размещения информации в сети, поскольку их страницы никак не окупались, а были убыточными благодаря налогу. Но, ведь, чиновников нужно кормить! Вы же не считаете, что им нужно читать чьи-то страницы и заниматься цензурой сети себе в убыток? Отказаться от покупок иномарок, от дач и прочих материальных благ, потому что зарплата этого не позволяет? И их, по большому счёту, вовсе не будет волновать, кто и на каких условиях размещает коммерческую рекламу, но с граждан на которых зарегистриованы сайты, согласно паспортным данным - спросят по полной.

Я предлагаю сразу заранее определиться со спонсорством и всеми сопутствующими издержками, которые возникнут в недалёком будущем, благодаря уважаемым рекламодателям. Например, Вы, Вереск, раз уж задали этот вопрос, готовы ли ежемесячно перечислять на такие расходы по, скажем, 1000 рублей в месяц из своих личных средств? Или, может, кто другой собирается это делать? Если деньги будут поступать, то вопрос о рекламе снимается автоматически - "Ветры" и прочие мастера частных практик размещают сколько хотят объявления на форуме, и никто больше этой темы здесь не поднимает. Будем тогда считать её исчерпанной.

Кстати, я готов ответить на любой действительно серьёзный и стоящий вопрос, как Вы уже знаете, но пустопорожняя болтовня и демагогия на форуме отсекается напрочь. Именно так и будем работать в дальнейшем, больше ничего не остаётся.


Отсюда 

 Image


В преддверии Ошо селебрейшена 11 декабря 2012 года


 Image

Скоро вновь 11 декабря - 81 год со дня рождения Ошо и общемировой саньясинский селебрейшн, связанный с днём рождения Мастера. Хотя в самой Пуне, на Ошо-резорте это событие уже давно никак не празднуется, и даже не упоминается - такой подход называется расперсонализацией с некоей телесной личностью (этнического индуса) некогда родившегося и умершего. Портретов этой личности, в том числе и на саньясинских малах, по мнению руководства резорта афишировать больше не следует. Практический акцент при этом делается на часовые медитации, терапии (многих из которых при жизни Ошо в Пуне не было) и на американские законы о ТМ, авторских правах © на всё наследие Раджниша (Ошо) целиком принадлежащее небольшой группе людей зарегистрировавших в США некий известный бренд.

Всё бы ничего, но по прошествии года, просматривая эту тему, меня поразило чудовищное количество пустых "чёрных окошек" - видеороликов удалённых с ютуба по требованиям резорта, в связи с нарушениями авторских прав. Примерно удалено две трети из того, что было выложено год назад. Причём, удалены не только исторические видео, снятые в 70-80-х, но и, например, видео праздника сделанное в делийском ашраме Ошо-Дхамме за 2011 г. Какое отношение это могло иметь к тому, что теперь происходит в г. Пуне? Видео современное, целиком авторское, созданное саньясинами которое любят Ошо, но тем не менее, согласно американским законам, его, наряду со всеми прочими, тоже удалили.

Я вовсе не против того, что по требованию менеджмента Пуны с ютуба удалён мой ролик где Раджниш говорит про СССР, поскольку там, помимо всего прочего, действительно был задействован небольшой эпизод из фильма, который я не снимал,... но когда это касается независимых видео, не использующих никакие архивные материалы, но целиком снятых вне резорта - понять такое действительно бывает сложно, поскольку подобная судьба может ожидать и многие прочие саньясинские фильмы праздников, будь то в Индии, Америке, Европе, или России - вне зависимости от мест их созданий. Одно радует, что американские законы применительны лишь к серверам размещённым в США, и работающим согласно их локальному законодательству об авторских правах на использование чьего-либо имени, или каких-то других материалов зарегистрированных, как частная собственность.

Анаами бабу спросили почему он не хочет иметь учеников?
- Сначала ты имеешь учеников, а потом ученики поимеют тебя! - ответил Анаами баба.


Для человека, который отдался всем и вся, с тем контрактом, чтобы умереть в богатстве всё это, конечно, уже пустопорожняя буря в стакане, тем более, акцент делался вовсе не на личностном следовании за ним, поскольку его путь был уникален и неподражаем, а методы работы во многом, именно, авторские, которые никто другой не сможет в полную силу применить. Но, для нас, друзья, вопрос всё же был и остаётся животрепещущим.

 Image

С наступающим Ошо селебрейшеном вас, дорогие!
 
  Image